В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение.
Права человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного образования. Школы не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие. СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей.
Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование.
По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам. Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами.
Рассмотрим основные риски действия Интернет-угроз.
Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.
Вредоносные программы.
Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.
Спам.
Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.
Кибермошенничество.
Кибермошенничество - это один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.
Коммуникационные риски.
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.
Контентные риски.
Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.
Неподобающий контент.
В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.
Незаконный контакт.
Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
Киберпреследования.
Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.
Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.
Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:
- киберзависимости;
- заражению вредоносными программами при скачивании файлов;
- нарушению нормального развития ребенка;
- неправильному формированию нравственных ценностей;
- знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
Информационная безопасность детей
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Кто в ответе за наших детей в интернете?
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. И так по порядку:
1. Правительство. Должны быть законы, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете. Так в России все школы обязали установить программы контентной фильтрации в классах информатики.
2. Поисковики. Многие поисковые сервисы такие как Yandex, Ramler имеют в своем арсенале большое количество настроек, помогающих родителям оградить детей от нежелательного контента в Интернете. А так же есть поисковые системы, предназначенные специально для детей.
3. Семья. Конечно же ни кто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей.
4.Образовательные учреждения. Защита детей от информационных угроз и рисков Интернет-ресурсов связана с формированием медиа-грамотности. В образовательных учреждениях данная задача может решаться педагогами с использованием различных форм медиа-образования.
Медиа-грамотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.
Медиа-образование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.
Защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и безопасности, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиа-безопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).
Цель проведения уроков медиа-безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
Также значимой является совместная работа с родителями по формированию у них базовых знаний, связанных с правилами безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Выделим ключевые рекомендации, которые могут помочь родителям в решении проблемы безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете.
Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете.
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы.
Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
- будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
- если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
- не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок!
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение кибербуллинга:
- объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать;
- научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей;
- объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
- старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.
Родителям следует обратить внимание на ряд признаков в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
Беспокойное поведение.
Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
Неприязнь к Интернету.
Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
Нервозность при получении новых сообщений.
Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников.
Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб
Предупреждение кибермошенничества:
- проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
- установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных.
Безопасное совершение покупок в Интернет-магазинах.
- прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности;
Необходимо вместе с ребенком познакомиться с отзывами покупателей;
- проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина;
- уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs);
- поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек;
- сравните цены в разных интернет-магазинах;
- позвоните в справочную магазина;
- обратите внимание на правила интернет-магазина;
- выясните, сколько точно вам придется заплатить.
Как распознать интернет-и игровую зависимость.
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальнаяаддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса онлайн;
- увеличение времени, проводимого онлайн;
- увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.
Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы.
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
1. Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
2. Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
3. Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
4. Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
5. Делайте резервную копию важных данных.
6. Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками.
1. Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
2. Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
3. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
4. Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
5. Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
6. Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и др.).
Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете.
1. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной.Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
2. Следите, какие сайты посещают ваши дети.Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube.
3. Расскажите детям о безопасности в Интернете.Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
4. Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.
5. Научите детей ответственному поведению в Интернете.Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по MS, электронной почте, чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.
6. Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда.
Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
Пять правил безопасного пользования электронной почтой:
1. Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их, выбрав команду в меню сообщений.
2. Никогда не отвечайте на спам.
3. Применяйте фильтр спама поставщика услуг Интернета или программы работы с электронной почтой (при наличии подключения к Интернету).
4. Создайте новый или используйте семейный адрес электронной почты для Интернет-запросов, дискуссионных форумов и т.д.
5. Никогда не пересылайте «письма счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.
Актуальные вопросы родителей.
Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?
Все родители, наверняка, часто говорят о том, что их дети много времени проводят за домашними заданиями или что их дети мало гуляют и, в основном, сидят дома. Поэтому родители вряд ли удивятся результатам исследований, показывающим, что дети проводят за компьютером слишком много времени. Этому вопросу родителям надо уделить особое внимание. Сегодняшним детям компьютер заменил множество разнообразных действий. Эта машина помогает им в выполнении домашних заданий, а при необходимости предоставляет услуги телефонной связи, «игровой площадки», музыкального и видео сервиса и других развлечений.
Ваше беспокойство должно зависеть от того, каким образом ваш ребенок использует отведенное ему для компьютера время и много ли времени ему остается для других занятий и развлечений. Если ребенок, просыпаясь утром или вбегая домой после школы, в первую очередь включает компьютер и сидит за ним до тех пор, пока не ляжет спать, у вас, скорее всего, будут проблемы.
Совсем маленьким детям до пяти лет не следует проводить много времени за компьютером. Жизненно важным для них является развитие познавательных способностей и изучение других видов деятельности. Дети 10-летнего возраста должны совмещать компьютер с другими занятиями. В отношении раннего школьного возраста трудно сказать, сколько точно времени отвести ребенку на компьютер, т.к. в этом возрасте дети очень различаются по развитию. Некоторые дети пытаются в любую свободную минуту выйти в чат (наподобие тех из нас, взрослых, которые любят болтать по телефону). Других притягивает сам компьютер: учебные программы, создание веб-страниц, устройство компьютера.
Внимательно следите за поведением ребенка. Какие-либо изменения в его поведении станут лучшим индикатором негативных явлений, которые должны насторожить Вас. Например, если ребенок перестал общаться с друзьями, заниматься спортом или просто выходить на улицу, или же у него резко упала успеваемость в школе – все это вы должны проанализировать. Если ваш ребенок замкнут или необщителен, то вы должны со всей серьезностью отнестись к увлечению Вашего ребенка компьютером. Поэтому, решение вопроса лимита времени, проводимого Вашим ребенком за компьютером, зависит, прежде всего, от Вас самих, с учетом того, что Вы будете внимательно следить за поведением ребенка и хорошо представлять себе, для чего именно ребенок использует компьютер. При этом некоторые медики предлагают четкие возрастные схемы максимально допустимого времени пользования компьютером.
С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться своей собственной электронной почтой?
Не существует жесткого возрастного ограничения. Самый простой ответ: вы можете допустить ребенка к е-mail в том случае, если он выражает желание пообщаться с кем-нибудь модным образом. Прежде чем зарегистрировать почтовый ящик, предложите ему для начала использовать ваш и под присмотром написать, например, брату или лучшему другу.
Электронная почта – это здорово, потому что она преодолевает все географические и возрастные барьеры. Как правило, дети становятся готовыми к использованию е-mail с 7-8 летнего возраста.
Следует ли использовать программу контроля за поведением ребенка в Интернете?
Родители, в целом, еще не пришли к единому мнению по этому вопросу и, как правило, делятся на два лагеря. Одна сторона считает, что контроль за поведением дает детям гарантию безопасности, другие категорически возражают им тем, что это равносильно организации слежки за детьми.
Программы контроля предназначены для того, чтобы точно знать, что ваш ребенок делает в Интернете. Они позволяют Вам вести запись адресов, которые ваш ребенок посещает в Интернете. Известны даже случаи, когда ведение подобных записей помогало представителям правоохранительных органов.
Видимо, вывод может быть следующий. Если вы решились поставить компьютерную деятельность Вашего ребенка под контроль, вам следует поставить его в известность. Если же вы контролируете своего ребенка...